ГЛАВНАЯ

Яндекс цитирования




Раскрутка сайтов





Магия

Литургия Митры

Перевод Анны Блейз

Литургия Митры является частью Большого Парижского магического кодекса, написанного, предположительно, в начале IV века. Текст «Литургии Митры» подразделяется на две части: литургическую мистерию восхождения и ряд указаний для ее осуществления на практике. Мистерия восхождения, следующая за кратким введением, представляет собой семь литургических ступеней экстатического восхождения души. Душа на своем пути проходит области:

1) четырех стихий в их порождающем и возрождающем аспектах;

2) низших сил воздуха (к которым относятся ветер, гром, молния и метеоры);

3) Эона и эонических сил в образах планетных стражей у небесных врат;

4) юного пламенного Гелиоса;

5) семи Судеб и

6) следующих за ними семерых Владык Полюсов (те и другие представляют собой группы духовных сущностей, относящихся к сфере неподвижных звезд и изображенных на египетский манер); и, наконец,

7) высшего Божества, предстающего в образе самого Митры.

После описания мистерии восхождения следуют указания к мистериальной практике -- наставления о церемонии со скарабеем (солнечным символом), о применении травы kentritis и об изготовлении амулетов


О Промысл и Душа1!

Будьте благосклонны ко мне — ибо сии врученные мне таинства я записываю не корысти ради, но в назидание, и лишь для одного дитяти я прошу бессмертия (а сверх того понадобятся тебе, о дщерь, соки трав и пряности, о которых будет сказано в конце сего священного трактата), — о посвященные нашей силы, каковую великий бог Гелиос-Митра повелел открыть мне через архангела своего, дабы я, единственный из всех, взошел на небеса как новообращенный и узрел вселенную.


Церемониальное воззвание2 таково3 .


«Первоисток истока моего, AEEIOYO;

Первоначало начала моего, PPP SSS PHR;

Дух4 духа, первый дух во мне, MMM;

Огонь, ниспосланный богом во смешение смешений, что во мне, первый огонь во мне, EY EIA EE;

Вода воды, первая вода во мне, OOO AAA EEE;

Земное вещество, первое земное вещество во мне, YE YOE;

[я, (имя), рожденный матерью (имя)5];

Всё тело мое, сотворенное рукою величавой и десницею несокрушимой в мире, света не имущем, но сияющем, души не имущем, но душою преисполненном, YEI AYI EYOIE;

Ныне же, если будет на то твоя воля, METERTA PHOTH [в другом варианте — METHARTHA PHERIE] YEREZATH, предай меня бессмертному рожденью и, вслед за тем, моему исконному естеству, — дабы, во утоленье крайней нужды моей, узрел я начало бессмертное с духом бессмертным, ANCHREPHRENESOYPHIRIGCH, бессмертной водой, ERONOYI PARAKOYNETH и воздухом неколебимым, EIOAE PSENABOTH;

Дабы в мысли родился я вновь, KRAOCHRAX R OIM ENARCHOMAI 6, и дух священный бы веял во мне, NECHTHEN APOTOY NECHTHIN ARPI ETH; и дивился бы я на священный огонь, KYPHE;

И узрел бы бездонные, грозные воды рассвета, NYO THESO ECHO OYCHIECHOA; а животворящий, объемлющий крэгом эфир мне внимал бы, ARNOMETHPH;

Ибо — вышедший смертным из смертного лона, но преображенный чудесною силой и несокрушимой десницей! — в день сей очами бессмертными, духом бессмертным узрю я бессмертный Эон и владыку венцов пламенеющих — я, освященный святым освященьем! — но лишь краткое время пребудет во мне освященною сила души человеческой, кою я вновь обрету, утолив ту нужду неотступную, — я, (имя), рожденный матерью (имя), по непреложному замыслу бога, EYE YIA EEI AO EIAY IYA IEO!

Ибо мне, по рождению смертному, не дано вознестись со златыми лучами бессмертного света, OEY AEO EYA EOE YAE IAE, а потому ты пребудь невредимой, о бренная смертная сущность, и исцели меня после той крайней и неотвратимой нужды.

Ибо я — сын PSYCHO[N] DEMOY PROCHO PROA, я — MACHARPHON MOY PROPSYCHON PROE!»


Вдохни от тех лучей в три раза глубже обычного, и ты отделишься от земли, и начнешь подниматься ввысь, и окажешься как бы высоко в воздухе.

И не услышишь ты ни человека, ни другой твари живой, и не увидишь в тот час ничего из смертных земных деяний, но увидишь только бессмертное.

Ибо в тот день и час ты увидишь божественный чин небес: как одни начальствующие боги7 восходят в небеса, а другие — заходят. Ныне ход сих зримых богов явится тебе сквозь диск бога, отца моего; и также узришь «трубу», из которой исходит его служитель, ветер.

Увидишь, как подвешен этот источник, наподобие трубы, к диску солнца.

Увидишь, как истекает оттуда к западным странам неистощимый восточный ветер, когда труба находится с восточной стороны, и противоположный [т.е. западный ветер] — когда она находится на западе.

И увидишь, как боги вперяют в тебя взоры свои и устремляются на тебя.

Тогда тотчас же приложи палец правой руки к губам и промолви:


«Тишина! Тишина! Тишина! Символ бога живого, нетленного! Охрани меня, Тишина, NECHTHEIR THANMELOY!»


Затем испусти долгое шипение, затем — хлопок губами, PPP, и произнеси:


«PROPROPHEGGE MORIOS PROPHYR PROPHEGGE NEMETHIRE ARPSENTEN PTTETMI MEOY ENARTH PHYRKECHO PSYRIDARIO TYRE PHILBA!»


После этого увидишь, что боги взирают на тебя благосклонно и более не спешат к тебе, но возвращаются к своим обычным занятиям.

Когда увидишь, что мир над головой твоей очистился и вернулся к прежнему круговороту и что никакие боги и ангелы тебе не грозят, приготовься услышать великий гром, который повергнет тебя в ужас.

Когда услышишь его, промолви опять:


«Тишина! Тишина! (молитва) Я — звезда, блуждающая вместе с тобой и сияющая из глубины, OXY 8 O XERTHEYTH».


Как только ты произнесешь эти слова, солнечный диск тотчас расширится.

Прочтя эту вторую молитву, начинающуюся со слов «Тишина! Тишина!», дважды испусти шипение и дважды издай хлопок губами, и тотчас увидишь звёзды о пяти лучах, что во множестве посыплются с диска, наполняя воздух.

Тогда снова промолви: «Тишина! Тишина!»

И диск разверзнется, и ты увидишь круг без огня и крепко закрытые огненные двери. Тотчас закрой глаза и произнеси следующую молитву.


Третья молитва:


«Приклони ухо ко мне, внемли мне (имя), рожденному матерью (имя), о Господь, связавший с дыханьем своим огненные межи четвероякого корня;

о, Идущий в Огне, PENTITEROYNI;

Создатель Света, SEMESILAM;

Дышащий Огнем, PSYRINPHEY;

Огонь Осязающий, IAO, Дышащий Светом, OAI9;

в Огне Находящий Усладу, ELOYRE;

Прекрасный Свет, AZAI;

Эон, ACHBA;

Властитель Света, PEPPERPREPEMPIPI;

Плоть-из-Огня, PHNOYENIOCH;

Податель Света, Сеятель Света, AREI EIKITA;

Вожатый Огня, GALLABALBA;

Погонщик Света, AIO; Приводящий Огонь во вращенье, PYRICHIBOOSEIA;

Движитель Света, SANCHEROB;

Громовержец, IE OE IOEIO;

Величие Света, BEEGENETEE;

Преумножающий Свет, SOYSINEPHIEN;

Хранитель Огня и Света SOYSINEPHI ARENBARAZEI MARMARENTEY;

Укрощающий Звезды, — откройся передо мною, PROPROPHEGGE EMETHEIRE MORIOMOTYREPHILBA, ибо ввиду неотступной, насущной и крайней нужды я взываю к бессмертным именам, живым и чтимым, но никогда не входящим в смертное естество и не звучащим во внятном слове на языке человека, ни в смертной речи, ни в смертном звуке:

EEO OEEO IOO OE EEO EEO OE EO IOO OEEE OEE OOE IE EO OO OE IEO OE OOE IEO OE IEEO EE IO OE IOE OEO EOE OEO OIE OIE EO OI III EOE OYE EOOEE EO EIA AEA EEA EEEE EEE EEE IEO EEO OEEEOE EEO EYO OE EIO EO OE OE EE OOO YIOE».


Говори все это с огнем и духом, пока не произнесешь полностью один раз; затем точно так же произнеси во второй раз, пока не воздашь должное семи бессмертным богам мироздания.

Сказав это, услышишь вокруг себя грохот и сотрясение, и самого тебя подобным же образом охватит беспокойство. Тогда снова промолви: «Тишина!» (молитва). Затем открой глаза и увидишь, что двери те открылись, а за дверьми узришь мир богов, так что дух твой возвеселится и возрадуется от этого зрелища и устремится вперед и ввысь. Ты же оставайся стоять, где стоишь, но тотчас вдохни от этой божественности, не сводя с нее взгляда. А затем, когда душа твоя восстановится в целости, промолви:


«Приди, Господь, ARCHANDARA PHOTAZA PYRIPHOTA ZABYTHIX ETIMENMERO PHORATHEN ERIE PROTHRI PHORATHI».


Когда произнесешь это, лучи обратятся на тебя; ты же устреми взор к их средоточию. Сделав так, увидишь юного бога, ликом прекрасного, огненновласого, в белой тунике и алом плаще, увенчанного огненной короной.

Тотчас же приветствуй его приветствием огня:


«Приветствую тебя, о Господь, Великая Сила, Великая Мощь, о Царь, из богов величайший, Гелиос, Владыка небес и земли, Бог богов;

могуче дыханье твое; могуча сила твоя, о Господь!

Если будет на то твоя воля, объяви обо мне верховному богу, тому кто породил и создал тебя; скажи, что некий человек, — я, (имя), рожденный матерью (имя) родившийся из смертного лона (имя) и сока семени, а ныне рожденный вновь от тебя и, единый из сонмов неисчислимых, ставший в этот час бессмертным по воле преблагого бога, — склоняется перед тобой и молит со всею своей человеческой силой:

(возьми с собой гороскоп сего дня и часа, имя коему THRAPSIARI MORIROK, дабы явился он и явил откровенье о благоприятных часах, EORO RORE ORRI ORlOR ROR ROI OR REORORI EOR EOR EOR EORE!)»

Когда произнесешь это, он направится к небесному полюсу, и увидишь, что он шествует, словно по дороге.

Глядя на него неотрывно, испусти долгий рев, подобный звуку рога, выпустив наружу весь воздух и напрягая бока; затем поцелуй амулеты и скажи, обращаясь сначала к правому:


«Защити меня, PROSYMERI!»


Сказав это, увидишь, что двери распахнулись настежь и выходят оттуда семь дев, облаченных в льняные одежды и с ликами змей. Они зовутся небесными Судьбами, и у каждой в руке — златой жезл. Увидев этих дев, приветствуй их так:


«Приветствую вас, о семь небесных Судеб,о девы величавые и благие, о священные спутницы MINIMIRROPHOR, о пресвятые стражницы семи столпов!

Приветствую тебя, первая, CHREPSENTHAES!

Приветствую тебя, вторая, MENESCHEES!

Приветствую тебя, третья, MECHRAN!

Приветствую тебя, четвертая, ARARMACHES!

Приветствую тебя, пятая, ECHOMMIE!

Приветствую тебя, шестая, TICHNONDAES!

Приветствую тебя, седьмая, EROY ROMBRIES!»


За ними выйдут еще семеро богов с ликами черных быков и чреслами, прикрытыми льняною тканью, и у каждого будет златой венец. Они зовутся Владыками небесного полюса, и надобно тебе приветствовать их схожим образом, называя каждого по имени его:


«Приветствую вас, о стражи ступицы, о святые и доблестные юноши, все как один вращающие ось небосвода, посылающие гром и молнию, толчки землетрясений и громовые стрелы на народы нечестивые, но мне, благочестивому и богобоязненному, дарующие здравие и крепость тела, ясность слуха и взора и спокойствие в эти добрые часы сегодняшнего дня, о Владыки мои и могучие Боги-правители!

Приветствую тебя, первый, AIERONTHI!

Приветствую тебя, второй, MERCHEIMEROS!

Приветствую тебя, третий, ACHRICHIOYR!

Приветствую тебя, четвертый, MESARGILTO!

Приветствую тебя, пятый, CHICHROALITHO!

Приветствую тебя, шестой, ERMICHTHATHOPS!

Приветствую тебя, седьмой, EORASICHE!»


Когда же они выстроятся по местам своим здесь и там в должном порядке, окинь воздушное пространство взором и увидишь, что бьют с неба молнии, и пышут огни, и земля содрогается, и нисходит некий бог — бог необычайно величественный, обликом блистательный и юный, златовласый, в белой тунике, золотой короне и золотых штанах, в правой руке держащий золотую лопатку молодого быка; это Медведица, движущая и вращающая небеса, в свой час восходящая и в свой час заходящая10.

Затем увидишь молнии, бьющие из очей его, и звезды — из его тела.

Тотчас же испусти долгий рев, напрягая живот, дабы обострить в себе пять чувств; не умолкай, пока не кончится дыханье, а затем вновь поцелуй амулеты и скажи:


«MOKRIMO PHERIMOPHERERI, жизнь моя, ([назвать свое] имя), не покинь меня! Живи в моей душе! Не оставь меня, ибо заклинает тебя ENTHO PHENEN THROPIOTH».


Испуская тот рев, смотри на бога, не отводя глаз, а затем приветствуй его такими словами:


«Приветствую тебя, о Владыка, Хозяин воды!

Приветствую тебя, Основатель земли!

Приветствую тебя, Правитель ветра!

О, Яркий Светоносец, PROPROPHEGGE EMETHIRI ARTENTEPI THETH MIMEO YENARO PHYRCHECHO PSERI DARIO PHRE PHRELBA!

О Господь, яви откровение о... ([назвать]).

О Господь!

Родившись вновь, я ухожу из жизни; мужая и возмужав, я умираю; рожденный животворным рожденьем, я ухожу, разрешаясь в смерти, — как постановил ты, как замыслил ты, как утвердил ты в таинстве. Я — PHEROYRA MIOYRI».


Как только ты произнесешь это, он тотчас откликнется откровением.

Пока он будет отвечать тебе, ты ослабеешь душою и будешь сам не свой.

Он изречет тебе оракул в стихах и, произнеся его, удалится.

Ты же храни молчание, ибо со временем сможешь своими силами постигнуть сказанное; впоследствии вспомнишь без единой ошибки все изреченное великим богом, даже если стихов в том оракуле будет несметное множество.

Если же захочешь, чтобы тебе помогал другой посвященный, собрат твой, и чтобы только ему было слышно все изреченное, то пусть соблюдает вместе с тобой чистоту положенное число дней и воздерживается от мяса и омовения.

Но даже если ты будешь один, то, восприняв изреченное богом, заговоришь, словно пророчествуя в экстазе.

Если же пожелаешь открыть это кому-либо, то рассуди, всецело ли достоин он как человек: обходись с ним так, как если бы на его месте был ты сам и о тебе судили бы, достоин ли ты бессмертия, и прочти ему шепотом первую молитву, ту, что начинается со слов:


«Первоисток истока моего, AEEIOYO».


И произнеси дальнейшее как посвященный над головой его, негромким голосом, так, чтобы он не слышал, при том помазывая лицо его тайною.

Это вознесение к бессмертию совершается трижды в год.

О дитя, если же кто-либо, восприняв это учение, не повинуется ему, то для него все это более не возымеет силы.


Наставления к ритуалу:


Возьми солнечного скарабея11 о двенадцати лучах и брось его в глубокую бирюзовую чашу в пору невидимой луны12; там же истолки семена лотометры13 с медом и сделай лепешку.

Тотчас увидишь, как он (т.е. скарабей) набросится на нее и станет есть; поглотив же ее, тотчас умрет.

Возьми его и брось в стеклянный сосуд с лучшим розовым маслом в любом количестве, каком пожелаешь; отдельно насыпь и разровняй священный песок, не нарушая чистоты его, поставь на него сосуд и на протяжении семи дней, когда солнце будет достигать середины неба, произноси над ним формулу:


«Я освятил тебя, дабы суть твоя приносила пользу мне, ([назвать свое] имя), мне одному, IE IA E EE OY EIA, дабы мне одному послужил ты. Ибо я — PHOR PHORA PHOS PHOTIZAAS [в другом варианте — PHOR PHOR OPHOTHEI XAAS]».

На седьмой день извлеки скарабея и закопай его с миррой, мендесским вином и тонким льном; сокрой его на цветущем бобовом поле.

Затем, после совместного празднества и пиршества, сокрой притирание для вознесения к бессмертию, не нарушая чистоты его.

Если же захочешь показать оное кому-либо, возьми сок травы, именуемой kentritis, и смажь ею вместе с розовым маслом глаза своего избранника; и он увидит все так ясно, что ты придешь в изумление.

Чар, превосходящих эти, я не встречал во всем мире.

Проси у бога, чего ты хочешь, и он даст тебе.

Предстать же пред великим богом следует так:


Добыв вышеназванную траву kentritis при соединении (солнца и луны)14 во Льве, выжми из нее сок и, смешав его с медом и миррой, напиши оной смесью на листе от дерева персеи15 восьмибуквенную формулу, приведенную ниже.

В течение трех дней соблюдай чистоту, после чего встань рано утром, обратись лицом к востоку и оближи этот лист, показывая его Солнцу, и тогда он (т.е. бог солнца) выслушает тебя со вниманием. К этому освящению приступи в божественное новолуние16 во Льве.

Формула же такова:


«I EE OO IAI».


Слижи эту надпись, дабы обрести защиту, а затем, скатав лист трубкой, брось его в розовое масло.

Я использовал эти чары мнократно и всякий раз был премного удивлен.

Но бог сказал мне:


«Не пользуйся более притиранием, но вылей его в реку и обратись за советом о ношении великой тайны скарабея, оживленного при помощи двадцати пяти живых птиц, и совещайся не трижды в год, а раз в месяц, при полной луне».

Трава kentritis произрастает в месяц пайни17 в черноземных краях и подобна прямостоячей вербене.

Вот как распознать ее: обмакни в ее сок крыло ибиса черным концом, и перья выпадут, как только до них дотронешься.

Когда Господь дал это указание, упомянутая трава была найдена в Менелайтисе, что в Фаларии, на берегах рек, в соседстве с растением besas.

У нее одиночный стебель, красноватый у корня; листья складчатые, а плоды подобны венчику дикой спаржи.

Она напоминает так называемый talapes, нечто наподобие дикорастущей свеклы. Амулеты же делают так: для правого сделай надпись на шкуре черной овцы чернилами из мирры и, перевязав сухожилиями того же животного, надень на себя18; для левого же сделай надпись на шкуру белой овцы и далее поступи таким же образом.

Левый исполнен «PROSTHYMERI», а написано на нем следующее:

«Так говорящий, за ров перегнал он коней звуконогих» («Илиада», X, 564),

«Вкруг на побоище свежем фракиян трепещущих видя» («Илиада», X, 521),

«Погрузившися в волны морские, Пот и прах смывали» («Илиада», X, 572—573),

«Противу Зевса дерзаешь поднять огромную пику!» («Илиада», VIII, 424).

Зевс взошел на гору со златым тельцом и серебряным кинжалом.

Уделив каждому долю, одному лишь Амаре ничего не дал, но молвил:

«Отдай то, что имеешь, и тогда получишь, PSINOTHER19 NOPSITHER THERNOPSI» (и так далее, по твоему желанию).

«Так пострадал и Арей, как его Эфиальтес и Отос...20» («Илиада», V, 385).

Заклинание для обуздания гнева:

«Противу Зевса дерзаешь поднять огромную пику!» («Илиада», VIII, 424).

Для друзей: «Так стерегитесь...да не будем мы в радость враждебным» («Илиада», X, 192—193).


1. Др.-греч. pronoia и psyche. — Примеч. перев.

2. Стивен Флоренс в книге «Герметическая магия» рекомендует провести перед нижеследующим воззванием обычную церемонию открытия Храма и воскурить ладан Гелиосу-Митре. — Примеч. перев.

3. Или «заклинание»; ниже слово logos переведено как «молитва».

4. «Дух», «дыхание», «ветер» — pneuma как одна из четырех стихий (= воздух).

5. Здесь посвященный должен назвать свое имя и имя своей матери. Эта формула употребляется в литургии несколько раз.

6. Др.-греч. enarchomai — «я начинаю».

7. Небесные тела, влияющие на человеческую жизнь и «начальствующие» над теми или иными днями.

8. Возможно, др.-греч. oxy — «ярко».

9. Перестановка божественного имени IAO; см. также далее AIO

10. В Древнем Египте созвездие Большой Медведицы называлось Быком или Передней ногой быка. Ср. также культ быка в митраизме.

11. Скарабей — священное животное египетского бога Хепри, олицетворения восходящего солнца.

12. Буквально — «в пору пленения луны», т.е., по всей видимости, в новолуние.

13. Лотометра (др.-греч. букв. «мать лотоса») — растение рода кувшинка (Nymphaea), описанное Плинием в «Естественной истории», XXII, 28: «Лотометра — это лотос, возделываемый в пищу; из его семян, напоминающих просо, египетские пастухи делают грубый хлеб, замешанный обычно на воде или молоке.

Утверждают, однако, что нет ничего легче и полезнее для желудка, чем этот хлеб, если есть его теплым; но когда он остывает, то становится тяжел и переваривается труднее.

Широко известно, что люди, употребляющие его в пищу постоянно, никогда не страдают от дизентерии, болезненных позывов на испражнение и прочих кишечных расстройств; поэтому данное растение входит в число лечебных средств от заболеваний указанного рода». — Примеч. перев.

14. Т.е. в новолуние.

15. В Древнем Египте и Персии — священное плодовое дерево. — Примеч. перев.

16. Точное соединение Солнца и Луны в небесах, сотворенных богом, а не новолуние по календарю, созданному человеком.

17. Пайни — 10-й месяц древнеегипетского календаря, первый месяц засухи. — Примеч. перев.

18. Амулеты представляют собой подобие филактерий и привязываются на правое и левое запястья. — Примеч.перев.

19. «Сыны бога» (др.-егип.). — Примеч. перев.

20. Далее в тексте «Илиады» следует: «...цепью могучей связали». — Примеч. перев.


Hosted by uCoz