ГЛАВНАЯ

Яндекс цитирования




Раскрутка сайтов





Телема

СИМВОЛЫ И СТРУКТУРА РИТУАЛА В ТЕЛЕМЕ

Sr. I.С.

Поговорим о простых вещах. Что такое Ритуал? Из чего он состоит? Как работает? Что происходит в жизни человека в результате его свершения? А, главное, зачем он нам?

Выяснив это, мы поймем, что такое Магия вообще и Магия Телемы, в частности. По большому счету, мы получим шанс проникнуть в свое предназначение, в смысл своей жизни и реализовать этот смысл.

Понятие.

Как сказано в «Магии в теории и на практике» А.Кроули, МАГИЯ есть наука о том, как понять себя и свое состояние. Магия есть Искусство претворения данного понимания в действия.

От себя добавим – ритуал же есть основной инструмент Магии.

Опуская научные определения РИТУАЛА Фрезера и Тернера, Леви-Стросса и Малиновского, давайте дадим заведомо широкое определение: Ритуал – это технология достижения контакта с определенными силами, контакта, который преследует определенные цели.

В основе его работы лежит некая сила, связующая ВСЕ сущее. В разные времена в разных школах она получала разные названия: «универсальная симпатия», «Любовь, что движет Солнце и Светила», Божественная Любовь как творческая энергия, Мировой Разум, акаша, эфир, оргон, Хаос, энергетическипространственно-временной континуум, корпускулярно-волновое единство Вселенной. В общем, то, что на самом деле определяет видимый порядок вещей.

Наличие подобной движущей силы – в качестве основы, «подложки» мироздания – пожалуй, одна из важнейших предпосылок магии. По существу, на ней основана вся человеческая культура, в том числе искусство и управление. Хотя в том, что касается последнего, это знание принимает еще более сакральный характер и особенно тщательно утаивается от непосвященных.

Мы называем это – «Любовь в соответствии с Волей».

Задача ритуала – перевести потенциальную энергию «Любви в соответствии с Волей (под воздействием Воли)» в кинетическую.

Более известный девиз «Поступай в согласии со своей Волей – вот весь закон» лишь парафраз этого (если вдуматься) и переведение его из сферы онтологии в плоскость поступка.

Можно посмотреть на это и с другой стороны:

Воля – импульс, Любовь – Энергия. Их взаимодействие образует наш внутренний Закон, закон, который творим мы сами. Закон нашей Великой работы.

Именно поэтому Ритуал – в телемитском смысле этого слова – есть Действо, которое «нарушает» видимый ход вещей и меняет его, воздействуя на незримый порядок. Иными словами, Ритуал вскрывает тайные механизмы бытия, исправляет сбои, тонко перенастраивает ризому вероятностей, пропалывает и окультуривает «сад расходящихся тропок», создает новые тропинки, прорывает канавки между ними и свежими саженцами, перекрывает ход тупиковым дорожкам. И все же главная задача Ритуала – изменить НАПРАВЛЕНИЕ движения, обратить его вспять.

Естественный ход вещей носит центробежный характер (от центра к периферии). Любовь – та энергия, которая лежит внутри центростремительной силы – Воли. Центростремительная сила направлена к Божественному началу, это восходящий поток, поток от периферии к Центру, сила инволюции, движущая Душу от Малкут к Айн. Так устроена, собственно говоря, и Тантра, с ее Кундалини.

Таким образом, смысл нашей работы – инволюция.

Прямая аналогия – лечение любой болезни.

Принимаясь лечить что-либо, мы нарушаем естественное течение жизни и с помощью последовательности процедур (Ритуала) воздействуем на корень болезни. Рецепт врача – суть схема Ритуала. Таблетки или упакованные как-то иначе, сугубо внешние, вещества предназначены повлиять на внутренние, невидимые нам процессы, чтобы изменить опять-таки нечто внешнее (симптомы, которые мы можем видеть и осязать, а порой даже и обонять). Однако и внутреннее содержание в этот момент меняется также, а, значит, меняется вся система «человек – его болезнь – его экзистенциальный и метафизический статус – его место в мире».

Так и мы в ритуале «исцеляем реальность» от «изъянов» и «искажений». То есть, работает парадокс: чтобы исцелить нарушение, необходимо нарушить естественный «порядок вещей». И этот видимый парадокс, кстати, очень озадачивал простые умы всех времен и народов. На его осознании первого уровня основана масса предрассудков: например, что не стоит лечить больного, ибо на все «воля божья». Однако эта идея пленяла и более искушенные мозги. Вспомним хотя бы последователей Саббатая Цви: если, чтобы исцелить, нужно нарушить, то, чтобы исправить, нужно предать: истинный иудейский мессия должен принять ислам. Вы, наверное, и сами можете привести массу подобных примеров…

На самом деле парадокса никакого нет. Стоит задуматься над тем лишь, как мы понимаем слово «естественный». Это то, что произошло в результате накопившихся искажений или то, что было задумано в идеальной матрице, идеальной модели мира? Любопытно, что алхимики также называли свою Работу «исцеление металлов».

Однако здесь вы можете заметить, как незаметно в поле зрения появляется ценностный, этический аспект, – он подразумевает, что наличный, видимый нам порядок вещей можно и нужно исправлять. Значит, мы придаем ему статус «больного». А где-то есть «здоровый» эталон, с которым мы сверяем нынешнее состояние реальности. То есть, у нас сразу возникают «добро» и «зло», пусть даже с чисто номинальным статусом.

Так вот – мне бы крайне не хотелось навязать вам какую-то из этических картин мира. Ибо, как сказано, «слово греха – ограничение». Вы сами должны строить и постоянно модифицировать свою собственную картину. Это является, в том числе и важной духовной работой.

Просто стоит всегда помнить, что зло есть то, чего мы стараемся избежать, а добро – то, чего мы стремимся достичь. Мы желаем уйти от бедности, одиночества и страданий и достичь здоровья, благополучия и любви. Все это нормально, но опять же, напоминаю, что данные категории существуют только в связи с нами, с нашим Творческим Разумом. Если нам не хватает широты и объемности взгляда, понимания своей Истинной Воли, то мы одними и теми же действиями можем, к примеру, достичь богатства, но потерять здоровье и близких. Особенно, ограниченность страшна, когда речь идет о магическом воздействии на реальность.

Впрочем, если мы понимаем все взаимосвязи, то можем сознательно жертвовать одними для наиболее полной реализации других. Так, например, поступил Кроули, дав клятву Пропасти: во имя Великой Работы он пожертвовал и любовью, и благосостоянием…

Жертва здесь – суть сознательное перенаправление энергии.

Объемность же взгляда достигается памятованием о необходимости и реальной ценности (единственной реальной ценности) инволюции. То есть, определитесь и просто всегда держите в голове – ради чего вы всем этим занимаетесь. Памятуя об этом, вы сможете выстроить иерархию ценностей, а, значит, собственную систему мироустройства, – и, как следствие этого, свою Работу.

Очень удобна в качестве рабочей гипотеза о существовании определенного порядка творения – например, Древа Жизни с его десяткой Сфирот. Здесь можно говорить о творческом исправлении перекосов в реальности, которые могут проявляться в ее ненадлежащем отношении к нам, будь то постоянные головные боли или проблемы с работой.

Если же мы руководствуемся, например, теорией Хаоса, который – как и наше подсознание – содержит ВСЕ, но порядок, в котором это содержится, превосходит наше разумение, то мы вынуждены направлять ему своего рода «послания в бутылке», которыми, по существу, и являются хаосмагические сигилы. (Я понимаю, что у магии хаоса есть и другие методы, но они выходят за рамки нынешней лекции.) Именно поэтому здесь так важно правильно сформулировать свое желание. Необходимо охватить хотя бы «куст» всех близлежащих взаимосвязей: чем точнее мы укажем свои координаты, тем быстрее и эффективнее будет помощь, и тем меньше риск отката.

Можно рассматривать и иные концепции вселенной: Лилы, что есть плод игры Шивы и Шакти, Божественного Провидения и др. Мы, тем не менее, руководствуемся первой гипотезой, хотя бы потому, что так гораздо удобнее взаимодействовать с реальностью.

Поэтому число нашей Магии – 11. Именно оно символизирует «нарушение» устоявшейся (застойной) формы Десятки, модели Древа Жизни. Это число «оживляет» Десятку, добавляя «единицу» неустойчивости, неопределенности. 11 превращает статическое равновесие в динамическое. По существу, это ключ, который вскрывает динамический потенциал Древа. В том числе, он порождает обратимость, инволюцию, которую мы постулировали выше.

Мы недаром называем нашу магию Теургия.

Этот термин подразумевает взаимодействие практика с богами. Впервые он появляется в «Халдейских оракулах» (автор – некто Юлиан, живший при Марке Аврелии).

Теургия как раз и рассматривает Ритуал как обратимость, инволюцию, по существу, вызов судьбе: «Не содействуй судьбе», «Теурги не принадлежат к тому стаду, которое управляется судьбой». Это важнейшие этические заповеди «Оракулов». Давайте разберемся, что означает судьба в этом контексте.

Судьба – по сути, тот же естественный ход вещей, устройство вселенной, наше обустройство в Малкут. Теург противостоит «судьбе», то есть он инволюционен по определению.

Эта позиция чрезвычайно близка Телеме, которая утверждает превосходство Воли над Судьбой (кармой, предопределением ets.). Она представляет энергию осуществления Воли – Любовь, и весь механизм, который она именует Законом.

Как известно, эта «единица», «ложная» сфира Даат – означает Знание. То самое знание, которое есть символ дыхания вселенной, Цимцум, выход из недр Божественного Творения (т.н. деяние прародителей, рассортировка творения на два – субъект и объект) и возвращение к Божественному началу (т.н. возвращение к единству, в Эдем, Золотой Век). Все это происходит внутри человека как такового. Логическое начало в знании, как известно, подразумевает анализ и синтез. Это те процедуры, которые всегда происходят у нас в голове. Две части познания.

Классификация.

Все ритуалы, по сути, можно разделить на два типа: инвокация (В других терминах – систасис, синтез) и эвокация (своего рода анализ).

По большому счету, нам важен именно первый вариант. Это и есть наш метод Великой

Работы. Наша работа с КЛЮЧОМ или ТУМБЛЕРОМ (кстати, здесь оказывается интересна Енохианская магия как магия Апокалипсиса).

Во время инвокации маг призывает Божество (то есть, Высшее начало) и стремится соединиться с ним (с его помощью изменить свою тварную природу). Как минимум, для начала наладить коммуникацию. Мы называем это Знанием и Собеседованием со своим Святым Ангелом-Хранителем. Как говаривал Кроули, мы используем это наименование «за неимением лучшего термина».

В процессе эвокации маг вызывает духов, иными словами, начало нижестоящее по отношению к человеку. Но делает это, вооружившись божественными полномочиями, получить которые можно лишь с помощью инвокации. Для инвокации достаточно круга, зачастую сугубо символического, описываемого с помощью Ритуалов очищения и освящения – ибо мы готовы призвать в себя Божественное начало. Мы не чуждаемся, а, наоборот, желаем контакта с ним. Важно лишь подготовить себя.

Для эвокации же обычно предполагается наличие круга и треугольника, ибо нужно быть достаточно сильным магом и/или медиумом, чтобы воспринять в себя слепую и не всегда просвещенную божественным светом силу. Иными словами, инвокация всегда предшествует эвокации. Треугольник отделяет от нас то, что мы вычленяем из хаоса бессознательного или вселенского. Психология говорит: принимаясь работать с духами, мы объективируем собственные комплексы. На этом построен ряд прогрессивных психотерапевтических методик. Однако наиболее последовательные практики утверждают: ни о какой объективации нет речи. Все феномены абсолютно реальны. Массу вещей невозможно объяснить с точки зрения психологии (пример Работу Амалантры).

Фактически, и психологическая, и магическая точки зрения суть равнозначны для нашей работы, ибо представляют различные аспекты единого. Мы, вслед за Кроули, повторим: есть боги или нет, действительно, совершенно неважно для нашей работы. Важно, что Вселенная ведет себя так, как если бы все это было совершенной реальностью.

Другое дело, что инвокация нам, телемитам, интересна сама по себе. Призвав божество, добившись нисхождения его силы, мы используем ее для ряда магических или магико-мистических действий.

Таких как:

Очищение и освящение храма и инструментов.

В более глубоком смысле освящение СЕБЯ КАК ХРАМА И ИНСТРУМЕНТА работы.

Прорицание Зарядка талисманов/амулетов

Евхаристия

Но главное:

Инициация в самом широком смысле этого слова (в том числе, жертвоприношение, достижение знания и собеседование, а также воссоединение с САХ).

Существует четыре главных метода инвокации:

Метод посвящения (преданности). Восточная аналогия: Бхакти-Йога. Этот метод Кроули подробно описывает в Liber Astarte.

Драматический метод. Лучше всего подходит для групповой работы. Строится по законам драмы, с ее экспозицией, зачином, кульминацией и развязкой. Допускает импровизацию.

Его основные приемы – декламация, танец, песня, возможно, секс или другие аккумуляторы энергии, и, наконец, транс – достижение объединения с божественным началом (катарсис рассматривается как механизм).

Как драма разыгрывались знаменитые Элевсинские мистерии. Они состояли из четырех так называемых оргий – земных рождения и смерти (воздух, речь – земные блуждания, позднейшие аллюзии: земная жизнь и учительство самых разных духовных учителей – от Будды до Симона-волхва, завершающиеся смертью), вынашивания и становления на более высоком уровне (вода, «Страсти Христа», убийство Осириса, Диониса и др.) преображения миста (Земля и Огонь, сошествие Христа в Ад, воскрешение Осириса и др), наконец, собирания [элементов, целостности души, то, что еще Юнг называл индивидуацией] (Свет, явление Богини мистам в желательном «созерцательном образе», воскресение «в славе»).

По большому счету, это извечные и основные элементы или подсюжеты всех драматических ритуалов. Элевсинские мистерии, как все помнят, помимо основного сюжета – посвященного Деметре и Коре, включали множество сцен с участием других богов Олимпа и поклонение им. Включали мистерии и элементы сексуальной магии, а также садо-мазохистский ритуал, жертвой которого становился юноша, представляющий юное божество.

Из этих мистерий к нам пришло хождение противосолонь, характерное для многих телемитских ритуалов – как и число 11, которое, как было сказано выше, нарушает «естественный» порядок вещей и устанавливает свой собственный миропорядок – необходимый для сакрального действа.

Хотя у хождения противосолонь и посолонь есть и много других объяснений. В конце концов, идти навстречу Солнцу или вместе с ним? Об этом спорили, например, старообрядцы и никониане. В конечном итоге, это вопрос об условности логики, вопрос работы с нашим собственным подсознанием.

Внедряя драматические ритуалы в магическую практику, Кроули выступил как постили даже постпостмодернист. Понимая вневременную ценность драматического начала, он взял материал далекой эпохи и предложил его своим современникам как актуальный способ работы. Древность, кстати, всегда понимала сакральное значение драматического действа. Трагедия, как вы помните, родилась в IV веке до н.э. из дионисийского танца. Однако считается, в трагедиях, которые были первым шагом к секулярной драме, были замаскированы древние таинства. Первой трагедией в интересующем нас смысле слова историки считают «Прометея прикованного» Эсхила. Она описывает падение и спасение, а затем, преображение души человека. Хотя, кстати говоря, эта история была присвоена христианской теологией как нисхождение Христа, Прометея в Ад и дальнейшее спасение человечества, гораздо больше здесь можно найти гностических аллюзий. Зевс выступает как демиург, а Прометей одновременно и как Змей-искуситель (даровавший человечеству огонь знания) и как Эон-спаситель. Трагедия повторяет Элевсинские мистерии – путь миста (в роли которого выступает девушка), проходит через элементы ветер – вода – земля – огонь.

Не удивительно, что наиболее близка телемитам трагедия «Вакханки» Эврипида, посвященная становлению культа бога Диониса.

Более всего драматические ритуалы подходят для инициации, хотя применяются и в других случаях – для прорицания, к примеру.

Чаще всего входят как составная часть в ритуалы с преобладающими церемониальными элементами.

Метод отождествления – третий метод, чрезвычайно важный для нас, телемитов. Кроули описывает его, ссылаясь на Гермеса Трисмегиста. Он вбирает в себя черты первого – поклонения и второго – драматического метода. При этом он естественно используется и для работы по церемониальной формуле. Но об этом позже.

Структура этого метода, описанная Кроули в МТП:

Первое – Молитва – воззвание, с упоминанием атрибутов.

Второе – Маг слышит голос Бога.

Третье – заявляет о своем тождестве с Богом.

Четвертое – Маг как Бог провозглашает свою Волю.

Так построен Ритуал Тахути (Либер Исрафель), так построен и Гимн Пану Кроули…

Классический церемониальный метод.

На этом методе мы сегодня остановимся более подробно. Он был разработан в Гоетии, Магии Арбателя (если говорить о планетарных божествах), «Оккультной философии» Агриппы, «Маге» Баррета и некоторых других текстах. Его развивали и практиковали в Герметическом Ордене Золотой Зари и практикуют в Телеме. Как и сказано выше, Церемониальная инвокация божества в большинстве случаев предшествует эвокации духов, которые находятся под его владычеством. Поэтому дальше я буду говорить о них в связи друг с другом.

Структура.

Регарди пишет о восьми этапах церемонии (после очищения):

1. Общее заклинание или обращение к Богу Вселенной.

2. Заклинание Божества Операции.

3. Архангела.

4. Ангела.

5. Разума и/или духа.

6. Призыв явиться в видимом образе. Маг приветствует его появление в треугольнике, где горят курения, дым которых позволяет духу принять форму. (Альтернатива – «материальный базис», которым может быть ассистент Мага. В качестве примера можно привести совместные работы Кроули и Виктора Нойбурга).

7. Разрешение удалиться.

8. Ритуал изгнания.

О церемониальном методе подробно и даже пошагово рассказывается в так называемом документе Z2 Золотой Зари «Магия формулы света». Этот документ, и формально, и фактически являясь алфавитом магии, состоит из 5 частей, которые находятся в соответствии с буквами:

YOD – огонь. 1. Ритуал эвокации (духа или элементов).

HEН – вода. 2. Ритуал талисманной магии плюс создание таких природных элементов, как гроза или землетрясение.

SHIN – дух. 3. Духовное развитие ритуала.

4. Ритуал Трансформации.

5. Ритуал невидимости.

VAU – воздух. 6. Ритуал Прорицания.

HEН – земля. 7. Алхимический ритуал.

Мазерс составил эту формулу по первым стихам Книги Бытия. Каждый член Золотой Зари должен быть специализироваться на одном из этих ритуалов.

В «Магии формулы света» Мазерс обобщил свои познания в магии и соединил в одно целое инвокацию божественных форм и эвокацию из различных магических систем. Таким образом, он получил возможность использовать все магические подсистемы прошлого – будь то египетские, греческие, еврейские, римские или христианские.

Фактически Z2 описывает сложные ритуалы, которые состоят из многих элементов и во время которых необходимо удерживать единый поток энергии.

К церемониальному методу относится, прежде всего, работа под эгидой буквы ЙОД. Именно этот метод мы рассмотрим. Во многом, он основан на Гоетии.

Его использовали члены Золотой Зари, которые провели классическое вызывание духа Меркурия Тафтартарата, на нем основывался Кроули, когда вместе с Нойбургом и Лейлой Уэддел проводил вызывание духа Марса – Барцабеля.

Стоит отметить, что современная магическая работа в Телеме чаще всего предполагает сопряжение всех перечисленных методов.

Традиционно ритуал начинается очищением и освящением.

Для этого используются две основные формулы.

Одна классически-церемониально-магическая.

Другая – телемитская. В связи с этим разнятся и формулы. Иногда они сопрягаются.

В конечном итоге, это дело не просто вашего духа, но и той экспериментаторской парадигмы, которой вы следуете.

Одна – родом из церемониальной магии: Да очистят сей храм священные воды громокипящего моря! Маг произносит эту формулу, проходя по Храму посолонь и разбрызгивая подсоленную воду из чаши.

Когда речь идет об очищении самого мага, используется другая формула:

Очисти меня, о Господи, иссопом, и да буду я чист; омой меня, и да буду я белее снега.

В Телеме наиболее популярна формула

Очищения из Книги Закона. Ритуалист Очищения очищает Храм водой, произнося: «Ибо чистая воля, не устремленная к цели, избавленная от страсти к результату, совершена во всем».

Не менее важно для Ритуалиста и внутреннее очищение. Для этого используется, в частности, Ритуал Уединения.

Существуют также различные методы освящения:

Церемониально-магический (пример):

Да освятит храм сей пылающий огонь от лица отца нашего Солнца! (ритуалист обходит храм со свечой посолонь).

Телема: ритуалист Освящения освящает Храм огнем, произнося: «Я возвышен в сердце своем, и поцелуи звезд дождем падают на Твое тело» (обходя Храм посолонь со свечей или благовонием).

Или служитель обходит круг с кадилом, а Церемониймейстер произносит: «Мои благовония из богатых смолой деревьев и камеди; и в них нет крови: потому что мои волосы суть деревья Вечности». [AL I:59]

Для очищения в Телемитской традиции также используется МРП или Ритуал Звездного

Рубина (после совершения вышеупомянутых действий). Для освящения – МРГ или Ритуал Звездного Сапфира. Иногда, как в Ритуале равноденствия, очищаются все стихии – стороны света.

Строго говоря, что происходит в это время?

Конечно же, сначала ритуалу предшествует

Намерение, Воля. По сути, своими первыми действиями – та же экспозиция драмы – мы создаем новую реальность. «Расчищаем местность». Надо ли говорить, что до этого мы должны расчистить завалы своего собственного внутреннего мусора? Это предполагает, возможно, пост, возможно, медитацию, но, главное, – сосредоточение на предстоящей работе. В любом случае, перед началом работы обязательно надо совершить ритуальное омовение.

Затем мы создаем новый контекст, в котором нам будет удобно реализовывать наши цели. Призываем божественные начала, под чьим покровительством мы собираемся работать.

Мы называем это «освящением».

Эти же вещи, кстати говоря, реализуются на бытовом уровне. Готовясь к любому знаковому событию, мы сначала убираем место действия: квартиру, дом или поляну. Затем мы создаем необходимую обстановку. Короче, морально готовимся. В общем, освящение – дело ответственное. Для ритуала это – настрой, внутривенная инъекция «священного» в «обыденное» («профанное»). Создание «аромата ритуала» как такового.

Дальше начинается действо.

Перед его началом также важно «сверить время и место» (классическое требование «единства времени, места и действия»), понять «что, где, когда» – консолидировать свое представление о том, где мы находимся, зачем пришли сюда и почему именно сейчас:

Где мы, брат?

Который час, сестра? (согласование времени)

Какова же наша цель, брат? (провозглашается цель)

Провозглашаются участники.

Затем, согласно традиции Золотой Зари, которая близка и нам, следует Принятие божественных форм (методом Отождествления, о котором мы говорили выше):

Пример из Ритуала Зимнего Солнцестояния:

Амон Ра: О Ты, Сокрытый, Тот, Кто Открывает День, Тебя, Тебя я призываю. Амон. Тайна Тайн, Сокрытая Тайна, Приветствую Тебя посреди небес. Ты, кто есть Истина, кто породил богов. Ты распространяешь лучи света. Благодаря тебе существует твоя мать Мерон, созданная, чтобы сиять. Тебе поклоняются в водах. И плодородная земля поклоняется тебе. Тебя, Тебя я призываю, того, кого почитают все сущности.

(Делает Знак Vir и принимает божественную форму.)

Исида: О Ты, имеющая бесконечное множество имен. Чистейшая Девственница Вечности. Тебя, Тебя я призываю, Исида. О Ты, Царица Небес, Мать Природы и невообразимое чудо. Ты, что сокрыта, Невеста, Мать и Дочь. Тебя, Тебя я призываю. Тебя, чье имя и чья сила – Любовь. Я – кто есть, кто была и кто будет; и нет человека, который когда-либо поднял завесу, что скрывает мою Божественность от глаз смертных.

(Делает Знак Исиды Утренней (Mulier) и принимает божественную форму.)

После этого следует завязка ритуала. Происходит вхождение в магическую реальность (магическое, «иное» состояние сознания).

Здесь вы вступаете в довольно опасную плоскость бытия. Ведь вы своей волей покидаете нормальное течение событий, отрекаетесь от защищенности, которую дает следование привычному ходу вещей.

Как раз здесь очень полезны драматические элементы (в том числе тотемический круговой танец (Регули), декламация, песнопения, насилие, секс, наркотики) и т.д. Нужно прийти туда, где нас быть не может (мы ДОЛЖНЫ оказаться там, где быть НЕВОЗМОЖНО). Для этого и используется механизм драматического. Завязки есть разные: убийство Осириса, отравление и смерть Гора, невозможность (шлагбаум, запрет) проникновения в Центр с периферии, предательство Иуды, возрождение Жреца, осознание поражения в любви и др. Эта фаза, как правило, носит ярко выраженный драматический характер.

В этот момент начинает нагнетаться напряжение, которое впоследствии и «выстреливает», т.е., «производит» эффект ритуала.

Курок взведен, и пуля должна быть выпущена. Задать ей верное направление может лишь высший Вселенский Принцип – Нерожденный, Айн Соф Аур. Воззвание к нему и используется на этом этапе. Инвокация Нерожденного из Либер Самех – отличный выбор. Так вы задаете энергию и направление.

А вот завязка из другого Ритуала Зимнего Солнцестояния:

000: В Начале было Ничто, и Ничто произнесло в Ничто: Пусть родится среди Наготы нашего Небытия Безграничный, Вечный, Идентичный и Объединенный: И без воли, намерения, мысли, слова, желания или действия, и было так.

00: И тогда, словно ворон в ночи, в глубинах Небытия парил Безграничный; ничего не видя, ничего не слыша и не понимая ничего: и он был невидим, не слышен, не понят; ибо пока еще Лицо не созерцало Лица.

0: И когда Безграничный простер свои крылья, появился нерасширенный, нерасширяемый Свет; бесцветный, бесформенный, безусловный, текучий, открытый и совершенный, как прозрачная роса творческого сияния: и трепещущий, словно голубь, между Днем и Ночью, – это звучала очистительная Корона Славы.

Жрица зажигает главную свечу и вибрирует:

I A O

А вот, например, завязка из Ритуала Енохианской магии:

А. Ритуалист выполняет Знак Аурамот.

Б. Совершает удар кинжалом.

В. Произносит: Да восславим Правителя и Короля вод, Элогим Цебаот, Бога Воинств!

Г. Слава Руах Элогим, воздвигшемуся перед лицом вод творения!

Д. Амен!

Е. Ритуалист делает вызывающую пентаграмму Духа (пассивную), произнося: AHIH, AGLA, HCOMA.

Ж. Затем следует вызывающая пентаграмма Воды, Ритуалист произносит: Ал (AL), АЛХИМ (ALHIM) ЦАБАОТ (TzBAVTh).

З. И затем: Сказал Элогим: сотворим Адама по образцу нашему и наделим его владычеством над рыбами морскими. Во имя AL, сильного и всемогущего, и во имя АЛХИМ ЦЕБАОТ (ALHIM TzBAVTh), духи воды, повинуйтесь вашему создателю!

И. Ритуалист совершает Знак Орла Чашей.

К. Произносит: Именем Гавриила и Знаком Орла, духи вод, повинуйтесь вашему создателю!

Л. Совершает крест Чашей

М. Произносит: Всеми именами и буквами Великого Квадрата Запада, духи вод, повинуйтесь вашему создателю!

Н. Поднимает Чашу.

О. Произносит: Тремя тайными именами Бога MPH [ЭМ-ПЕ-ХЕ], ARSL [АР-ЗЕЛ], GAIOL [ГАИОЛ], рожденного под знаменами запада, духи вод, повинуйтесь вашему создателю!

П. Вновь поднимает Чашу

Р. Произносит: Именем РААГИОСЛ (RAAGIOSL), Великого Короля Запада, духи вод, повинуйтесь вашему создателю! Именем ЭЛОХИМ ЦЕБАОТ я объявляю, что духи вод должным образом вызваны!

Т. Стучит кинжалом 1-333-1-333. Произносит:

Храм открыт.

Далее следует благодарение БАТАЙВАХ (BATAIVAH) (солнечного Короля Огня) за то, что дал свое благословение на прошедший сезон.

Следующий этап – собственно призывание Силы. Здесь необходимо превратить потенциальную энергию «выстрела» в кинетическую. Вы можете направить полет «стрелы», призвав на помощь покровителей сторон света (скорректировав «координаты»). Цель ритуала на данных этапах формулируется гораздо четче, конкретнее, чем вначале – например, прорицание, зарядка талисмана и др. Вы действуете примерно так, как действуют люди, которые запускают ракету – будучи вынуждены постоянно корректировать ее курс.

На подходе же к цели вы активизируете основную задачу вашей «ракеты» («зонда»).

Из Ритуала Юпитера-Зевса:

Германубис (Полидевк) (точнее, тот служитель, который в дальнейшем примет роль Германубиса или Полидевка) декламирует предварительную Инвокацию:

Приветствую тебя, Господь Милости!

Приветствую тебя, Отец Богов!

О, Ты, чьи золотые крыла парят в потоке божественного света!

О, Ты, Сапфироглавый!

О, Ты, Аметистовоокий!

Ты, чье сердце сострадательно к смертным!

Ты – неизменный и не изменяющийся!

Ты, чья вечная свита – Единорог и Орел!

Ты, чьи священные дерева – Дуб и Кедр!

Ты, столп Вселенной, чьи стопы не пригибают фиалок!

Тебя, тебя я призываю!

Юпитер!

Зевс!

Посейдон!

Чьей властью расцветает Вселенная!

Тебя, тебя я призываю!

В себе я – ничто, в Тебе – Все!

Ты возвышаешь свой голос – и земля разверзается!


И раскалывается, и валится в бездну.

И Твое громокипящее море вырывается из разлома.

Я возвышаю свой голос в бездне Воды!

В урагане безжалостного нисходящего Света!

Тебя, тебя я призываю!

Посмотри на меня! Я – твоя дочь (сын)!

Я день сегодняшний!

Я – вчера, и я обручена дню завтрашнему (и я обручен дню завтрашнему).

Я – сестра (брат) Ordo Templi Orientis!

Мое место – в Колеснице Жизни,

Мой возничий – Ра-Хор-Хуит!

И мои кони несутся в лоно Ну!

Приди ко мне, о, мой Отец, ибо я знаю твое имя –

Юпитер – Зевс – Посейдон!

Я – Сила Вселенной,

Из меня проистекает жизнь на Земле!

Я – Царь Богов,

И все устрояется мною!

Я – Ось Оси Колеса!

Придите ко мне, дети мои!

Вооружитесь Жезлом!

Вооружитесь милостью!

Вооружитесь мудростью!

Вооружитесь экстазом!

Вы – соправители Священного Града,

Вы – Сила вселенной.


Приложение А

Из работы В. Никитаева «Ритуал и символ, жертва и слово»

…Специальному обсуждению ритуальных символов посвятил одну из своих работ В.Тэрнер (Тэрнер 1973). «Ритуальный символ, – пишет он, – это мельчайшая единица ритуала, сохраняющая специфические особенности ритуального поведения… элементарная единица специфической структуры в ритуальном контексте» (Тэрнер 1973, с.33). Ритуал, в свою очередь, – «это не просто концентрация референтов, сведений о ценностях и нормах; это и не обыкновенный набор практических указаний и символических парадигм для повседневного поведения… Это еще и сплав сил, которые считаются присущими людям, предметам, отношениям, эпизодам и повествованиям, представленным ритуальными символами. Это мобилизация энергий, так же как и идей. В этом смысле предметы и соответствующие действия – не просто вещи, символизирующие иные вещи или нечто абстрактное, они являются непосредственной частью тех сил и целительных действий, которые они представляют» (там же, с.40). Поэтому «исполнители переживают символы как силы и как значения», а сам «символ целиком вбирает в себя действие и ряд объектов» (сс.40, 43). Символы необходимо соотносить с «ритуальными циклами», совокупностью всех ритуалов, и с «культурными темами», находящими свое выражение в этих ритуалах. В каждой целостной совокупности ритуалов существует «ядро доминантных символов» (Тэрнер 1973, с.36). Любой ритуальный символ, и доминантный в особенности, имеет множество, «веер» значений (significata), одно или взаимосвязанную группу которых он и реализует в разных ритуалах.

Исходным, античным смыслом термина «символ» было представление о соединении, слиянии, встрече двух начал, наравне со свидетельством этого соединения: например, «символ» как «договор», «совместное пиршество», «посредник» и т.п. (Лосев 1994, кн.2, сс.464-466). В частности, Эмпедокл (фр. В63) рассматривал мужчину и женщину как половинки символа, полным, целостным выражением которого является их ребенок.

***

Леви-Стросс, изучая семиотику ритуальных масок североамериканских индейцев, среди прочих результатов указывает, что эти маски можно включить «в обширное семейство медиаторов, функция которых, как у пернатого змея древних ацтеков, выражается посредством объединения терминов, обычно несовместимых: небо и хтонический мир либо еще небо и вода» (Леви-Стросс 1975, с.81). Кроме того, маски – а точнее, значение масок и мифов, действующими лицами и пластическими выражениями которых они служат, – играют роль своего рода коммутаторов между различными «кодами»: «космологическим» и «социологическим», например; то есть, иными словами, они функционируют как регулярные метафоры, связывающие разные миры или порядки вещей. Сближая или метафорически конвертируя одни вещи, значение маски и мифа разделяет другие. Например, нарушение социального порядка, в особенности инцест, т.е. недопустимое сближение, соединение, слияние предназначенного быть раздельным, вызывает появление на земле существа иного порядка – разгневанного монстра (представляемого в ритуале соответствующей маской), что можно рассматривать как «прорыв» одного мира в другой, «сдваивание миров»; монстра убивают или умиротворяют – всё равно что, т.к. в обоих случаях он устраняется и дистанция (граница) между мирами восстанавливается. Леви-Стросс показывает, что маска-миф по сути коннотирует идею «хорошей дистанции», исключающей инцест, болезни, нашествие врагов и обеспечивающей благополучие. Многие исследователи отмечали, что надевший маску не просто разыгрывает, имитирует или отсылает к ее означаемому – он им становится (по крайней мере, в восприятии окружающих и самого себя). И в той мере, в какой он становится частью другого порядка, этот другой порядок контактирует и проникает в здешний, дабы из их соприкосновения и суперпозиции для здешнего порядка произошло нечто благотворное.

Поскольку символ сдваивает представления, и в этом смысле может трактоваться как своеобразная складка сознания, то степень реальности соотносимых «порядков» может быть различной. Точнее здесь было бы говорить о разном статусе или, в терминах Соссюра, valeur сдваиваемых сторон, – «реальность» следует рассматривать лишь как один из типов этого статуса, причем тип далеко не всегда (даже для нас) приоритетный. В магическом ритуале одна из сторон имеет статус сакрального. Например, у австралийских аборигенов значения мест, вещей, явлений и событий укоренены в т.н. «времени сновидений» – мифопоэтическом прошлом, которое парадоксальным образом существует не «до», но «за» или «внутри» настоящего (Элкин, с.139) и доступ к которому возможен в особых, сакральных местах, в ходе ритуалов или через посвященных, т.е. в конечном итоге, посредством особых состояний сознания, в которых человеку открывается смысл и причины вещей. Известны также ритуалы, связанные с рисунками на камнях и скалах, где изображения трактуются как то, во что превратились тела культурных героев или магических существ, по исполнении ими своей миссии в мире. В ритуалах эти изображения используются в качестве своего рода «канала доступа» к тем временам и событиям (там же, сс.131-132). «Доступ» завершается превращением человека в то, что до этих пор мы могли бы рассматривать всего лишь как означающее, как денотат/референт знака, как мнимую сторону «складки сознания». Иными словами, различная степень реальности сторон значения не мешает тому, что они совершаются и проживаются.

***

Интересны рассуждения Павла Флоренского о магичности символа, слова, речи. Имеются в виду не только заклятия и заговоры, но речь и знак вообще. «…Убеждение в магической силе слова, – пишет П. Флоренский, – на протяжении веков и тысячелетий составляет всеобщее достояние народов самых различных, и едва ли можно указать хотя бы один народ и хотя бы в одно время своего исторического развития, который бы не имел живейшей веры в магическую мощь слова» (Флоренский, т.3(1), с.231). Для древних имя не было просто звуком или случайной выдумкой, «имя для них было познанной и познаваемой сутью вещи, идеей. Назначение его – выделять объект из общего хаоса впечатлений и соединять с другими, но уже координировано.

Функция имени есть связность. Имя размыкает беспорядок сознания и смыкает порядок его. Оно и реально, и идеально» (там же, с.281). С целью показать возможность магического (т.е. реального, даже физически-реального) воздействия слова, Флоренский прежде всего постулирует его целостность, более того, трактует слово как своего рода организм: «признание или непризнание реальности слова, в конечном счете… ведет прямо вплотную к вопросу, есть ли слово – организм…» (с.236). Флоренский решает данный вопрос положительно: для него слово есть, с внешней стороны, «воздушный организм, сотканный звуковыми волнами», «словесный индивидуум», который отрывается от голосового органа человека и движется в пространстве как одно целое (с.239). Фонема «вовсе не есть звук вообще, вовсе не какая-то звуковая энергия, а напротив, звук чрезвычайно выработанный, звуковая энергия, весьма тонко организованная, имеющая определенное и высокодифференцированное строение и, следовательно, если вместе с Оствальдом говорить об «энергии формы», то обладающая, в этом смысле, большой интенсивностью» (с.234). Но главное в слове – это семема, определяющая смысл слова. Она состоит из слоев, представляющих собой результат духовного творчества целого народа, результат высшего напряжения и концентрации внимания. «В слове я выхожу из пределов своей ограниченности и соединяюсь с безмерно превосходящей мою собственную волею целого народа… Слово есть метод, метод концентрации. И дело – не в силе, а лишь в умении ее направить в нужную мне сторону. И вместе со словом, мною произнесенным, продвигается и вонзается в пространство моя сконцентрированная воля…» (с.239-240). И еще раз: «Слово конденсатор воли, конденсатор внимания, конденсатор всей душевной жизни…» (с.240).

***

Итак, «слово – человеческая энергия, и рода человеческого, и отдельного лица, – открывающаяся чрез лицо энергия человечества.

Но предметом слова или его содержанием в точном значении нельзя признавать самую эту энергию: слово, как деятельность познания, выводит ум за пределы субъективности и соприкасает с миром… будучи психофизиологическим, слово не дымом разлетается в мире, но сводит нас лицом к лицу с реальностью…» (с.252). «Энергию» Флоренский трактует здесь прежде всего в значении аристотелевской энергейи, деятельности (действия), проявления жизни сущего, различая ее от его сущности. Основное самочувствие человека – «я живу в мире и с миром» – подразумевает, с точки зрения о. Павла, объединение энергий, их взаимопроникновение, синергию, при том, что сущности остаются раздельными (с.256). На этом основании он строит понятие символа: «Бытие, которое больше самого себя, таково основное определение символа. Символ это нечто являющее собою то, что не есть он сам, большее его, и, однако, существенно чрез него объявляющееся. Раскрываем это формальное определение: символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, срастворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет таким образом в себе эту последнюю» (с.257). Или, иначе: «Символ есть такая реальность, которая, будучи сродной другой изнутри, по производящей ее силе, извне на эту другую только похожа, но с нею не тождественна» (там же, с.424).

***

Таким образом, как следует из анализа жертвоприношения согласно Моссу и Юберу, жертва – это слово: «Жертва уподобляется вотивной формуле, воплощает ее, наполняет, несет к богам и тем самым становится духом, «транспортным средством» (Мосс 1899, с.75, см. также прим.384). Но и слово, как видно из концепции Флоренского, – это жертва. Жертва сдваивает профанное (ситуацию здесь и сейчас) и сакральное, выступая в качестве границы двух сфер: «этого мира» и «того мира», точки их непосредственного контакта и взаимообращения, в ней «расстояние» между здесь и там равно нулю. Но и слово, как утверждает Флоренский, есть своего рода «онтологическая изотропа», т.е. некая обратная функция нулевого расстояния.

Сходство слова и жертвы доходит чуть ли не до «физиологических» подробностей: разве «воздушный организм», «словесный индивидуум» не должен погибнуть, быть поглощенным органом слуха, исчезнуть из поля внимания (стать как бы прозрачным), чтобы возник смысл?..

В магийном мире слова – просто особый род вещей, орудий, на который распространяются те же правила обращения, например табу. Табу на слово или имя может быть полным – и тогда оно равносильно уничтожению жертвы (приходится выдумывать новое слово, чтобы как-то называть то, что раньше именовалось «уничтоженным» словом).

Табу может быть частичным: например, табу на так называемое «истинное имя», которое может знать только строго ограниченный круг людей и использовать только в особых ситуациях.

***

Аутентически магический смысл жертвоприношения – не просьба, но действие; т.е. жертва есть средство, а жертвоприношение – способ использования магической силы (власти, Мощи, Power). И настоящее, истинное слово, по древним представлениям, – это слово, производящее действие, слово, немедленно реализующееся в действии того, кому (чему) оно адресовано. Проше говоря, приказ – вот настоящее слово. Любое магическое заклятие устроено как приказ. (На самом деле – это лишь одна из возможностей строить заклинание!! – прим. I.C.) И наоборот, эффект приказа властного лица, фараона например, настолько поражал древних, что в нем они видели не иначе как божественную, магическую силу. Во всех остальных случаях слова наделялись магической атрибутикой, в том числе и табуированием, ровно в той мере, в какой они служили власти, были способны направлять поведение и/или мысли людей в нужную для неё, власти, сторону.

О сути магических инструментов:

Идею знака как «психического орудия», как известно, высказал Л.С. Выготский. Но в архаике мы видим ситуацию, когда любое орудие, и особенно охотничье, боевое и специальномагическое оружие, – одновременно суть «психическое орудие». Действительно, чтобы от спорадического использования тех или иных «подручных средств» перейти к постоянному употреблению и специальному изготовлению, необходимо в данном предмете устойчиво распознавать орудие, причем в двойном соотнесении: во-первых, с телом человека (прилаженность к руке, соразмерность телу и т.п.), а во-вторых, соотнесением с тем объектом, к которому он может быть применен, и предполагаемым эффектом.

Иными словами, надо всегда «видеть» в данном предмете то, чего в нем реально, или, быть может, «здесь и сейчас» нет – его полезный для определенного вида ситуаций эффект; орудие должно «отсылать» к этим ситуациям и своей полезности в них, сдваивать ситуации и тем самым как бы «удваивать» актуальное сознание (подобно тому, как «удваивается» ткань в складке). С точки зрения такой концепции знака орудие было первым знаком. «Tool-making animal» и «symbolic animal» исходно суть одно и то же – как субстанциально, так и концептуально. Орудия и символы это существо создавало и создает путем денатурализации сущего: чтобы стать знаком или орудием сущее должно «умереть», т.е. утратить свою естественную непосредственность, свою спонтанную, субстанциальную жизнь (существование) и войти в состав некоей конструкции, живущей уже по своему, неестественному закону. Культурно-исторический семиозис поначалу «накручивался» (или «раскручивался») именно на орудиях магийного мира, образуя ситуацию, когда «предмет, его функция и символика предстают связанными друг с другом и образующими единую закрытую систему» (Леви-Стросс 1962, с.134), – о чем достаточно внятно свидетельствует, например, археология. Но даже и без этого «украшательства», которое само по себе можно рассматривать лишь как выражение первобытного синкретизма, технический артефакт семиотичен, причем семиотика его функциональна, а функциональность – семиотична. Обычное орудие-оружие, конечно,

– в первую очередь и преимущественно орудие или оружие, и в меньшей степени, как бы побочно (но неотъемлемо), знак; магическое же преимущественно знак (символ), а уже затем орудие-оружие «реального» действия (вообще говоря, не обязательного).

В ходе культурно-исторического развития язык как структура/орган сознания не только способствовал интериоризации и переводу в состоянии общедоступности некоторой части магического искусства, но создал и новые возможности. Миф и заговoр, имитирующие и/или замещающие магические ритуалы, полностью или частично вытесняют из публичной и частной, соответственно, сфер жизни свои трудоемкие, нередко требующий от организатора экстрасенсорных способностей и рассчитанные только на непосредственное восприятие прототипы (мы же, можно сказать, обращаем вспять эту тенденцию – прим. I.C.). Используя термин Флоренского, можно сказать, что произошел переход от орудия-символа к символу-орудию, расщепляющему/сдваивающему реальную и идеальную действительности, обменивающему их друг на друга, выдающему одну за другую...


Приложение Б.

Из статьи редактора журнала «Святой Грааль» A.L.Crispis «Магический» «ритуал» – гремучая смесь «страшных слов». Между тем, речь идет «всего только» о личном экспериментировании в области, которая все последние тысячелетия была узурпирована официальной религией. И это – возложение метафизической ответственности на себя лично.

Так как же это работает? Рискну предложить следующую схему. По существу, ритуал состоит из четырех структур. Назовем их для наглядности Одеяния, Проводники, Двигатель и Зерно.

Итак, ядро ритуала – это Зерно нашей Воли. Первая движущая сила Магии. В иной терминологии – Дух. Совершенный выбор, решимость выпустить Стрелу, непреклонность намерения – вот она, Воля. Здесь корень и потенция действия.

Воля создает возмущение энергоинформационного поля (термин плохой, но он дает представление о предмете). Иными словами, Воля запускает Двигатель. Он состоит из мыслеобразов (ср. с концепцией творческого Слова из предыдущей работы – прим. I.C.) и энергии, стержня и провода в катушке индуктивности, если говорить совсем просто. Часто он заводится не с первого раза. Иногда просто дергается – как у драндулета, который желает, но не имеет сил тронуться с места... Очень важно, чтобы Двигатель (мысль-энергия) работал слаженно и эффективно. Поэтому, при обучении магии, такой серьезный акцент делают на овладении йогой, цигун и другими «восточными практиками».

Создание мыслеобразов и выработка энергии лежит в основе всякой ритуальной работы. Как часто люди заучивают текст ритуала, не сознавая того, что внутри «зашита» работа с мыслью и энергией! А потом еще жалуются – типа «ритуал не работает». Ну так, махать руками, бормоча непонятное – и, правда, бесполезное дело.

Двигатель приводит в действие Проводников (техник сказал бы «привод»), задача которых преобразовать и направить выработанную мыслью энергию.

Проводниками мы называем такие приемы как концентрация, визуализация, вибрация.

Будь то мантры или, к примеру, «варварские имена». Проводники порождают отклик.

Но чтобы реализовать все возможности отклика, Проводникам нужны Одеяния. Одеяния – внешняя эстетика и динамика. Одеяния Ритуала – суть эйдетические настройки.

Символические предметы и действия, атрибуты и жесты, цвета и цветы, запахи, музыка и словесные образы создают камертон сакрального. Но в одном только случае – если все компоненты соответствуют сущности, с которой вознамерился встретиться маг. Если все они соответствуют Воле.

Зачем это нужно – понять достаточно просто. Наш аппарат восприятия таков, что образы, которые взывают к разным чувствам, обладают значительной суггестивностью и пробуждают вторую ключевую силу ритуала – Воображение. Именно творческое Воображение с большой буквы. Как раз оно и связует миры, с грохотом прокладывая мост между ними, выкликает из тьмы бессознательного (архетипа, Лимба, Рая, Ада, параллельной вселенной – нужное подставить) ту сущность, с которой наметил свидание практик.

Впрочем, как утверждали древние мастера, когда вы серьезно продвинетесь на пути ритуальной работы, необходимость во внешнем эйдосе отпадает. Тогда можно работать непосредственно с Проводниками. Затем – уже с чистой энергией и мыслью. А на последнем, высшем этапе Великой Работы – одна лишь наша Воля способна созидать и разрушать миры.

Что касается целей – то они могут быть весьма различны, но конечная цель всегда исполнение Великой Работы, иными словами высшей Миссии пребывания разумного существа в этом мире. Все ритуалы должны, как мы помним, выполняться “ради Нюит в себе”, в противном случае, известно, чего приходится ждать:-).

Любую цель, таким образом, можно испытать путем недлинной медитации – работает она на эту, главную, задачу или нет. Например, если я стремлюсь привлечь в свою жизнь силы Юпитера или Меркурия, то зачем мне это нужно, в конечном итоге?

Мне могут возразить, что наш изворотливый разум может и под убийство подвести базу: дескать, мешал товарисч моей великой работе. И здесь уже вопрос нашей честности с самим собой. Потому что – Вселенная честна и наши искажения будет гасить за наш же счет.

По личному и наблюдаемому опыту могу сказать, что если Ритуал не имеет в виду Высшую задачу, то он, как правило, и неудачен, и порождает откаты. Только Она – примирительница противоположностей, она гасит инерцию, которая порождает движение маятника в обратную сторону, или, скажем так, уничтожает порожденнную ритуалом карму.


Hosted by uCoz